11 дек. 2008 г.

о принципах КСО: международные тенденции

Пора, по-моему, всерьез приступать к обещанному ликбезу. Думаю, что со временем из этих уроков может получится неплохая книжица, эдакое методическое пособие для новичков и начинающих специалистов.

Определение корпоративной социальной ответственности (КСО) я уже предложила 16.11.2008, как я его понимаю. Теперь немного истории [кто все знает, пролистывает; кто жаждет расширить кругозор - внимательно читает].

Самые известные международные инициативы в развитых странах Европы и Америки в области социальной ответственности бизнеса появились в 1990-х годах.
1
Глобальный Договор ООН - 10 принципов ответственного ведения бизнеса: предприятия должны поддерживать и соблюдать права человека; свободу объединений и признания на деле права на заключение коллективных договоров; выступать за ликвидацию любой дискриминации в сфере труда и занятости; отвечать за состояние окружающей среды и способствовать экологии; противодействовать всем формам коррупции. Договор подписали 3 300 организаций из более чем 100 стран мира.
2
Финансовая инициатива ЮНЕП (UNEP) - принципы ответственного инвестирования:
- Мы включим вопросы, касающиеся ЭСКУ (экологические, социальные и корпоративные вопросы управления), в процессы проведения анализа инвестиционной политики и принятия решений.
- Мы будем активными собственниками и включим касающиеся ЭСКУ вопросы в нашу политику и практику в области владения.
- Мы будем добиваться получения соответствующей информации по касающимся ЭСКУ вопросам от организаций, в которые мы инвестируем наши деньги.
- Мы будем оказывать содействие в принятии и осуществлении принципов в инвестиционной деятельности.
- Мы будем сотрудничать в деле повышения эффективности осуществления Принципов.
Эта группа банков, страховых и инвестиционных фондов и компаний насчитывает уже около 250 участников – крупнейших финансовых учреждений мира, общий объем активов которых превышает 4 триллиона долларов США.
3
Международная инициатива по транспарентности в добывающих отраслях промышленности (EITI) - направлена на обеспечение прозрачности частных и государственных доходов и платежей в добывающем секторе промышленности, объединяя одновременно крупнейшие добывающие и перерабатывающие компании и правительства (22 страны).
4
Саммит в Женеве 6 июля 2007г. рекомендовал направления деятельности национальных Правительств в области продвижения ответственного бизнеса: создавать благоприятные условия для развития вопросов корпоративной ответственности; привлекать внимание к общим вопросам, аспектам деятельности и выгодам корпоративной ответственности; продвигать лучшие практики в этой области; развивать программы, инструменты и направлять ресурсы на поддержку добровольных инициатив для максимизации их эффекта.
5
Глобальная инициатива в области отчетности (Global Reporting Initiative, GRI) по устойчивому развитию компаний всех видов деятельности и размеров. Сегодня по международному стандарту GRI отчитывается уже около 3000 ведущих, в том числе транснациональных, компаний мира. Среди них 93 российских.
6
Институт социальной и этической отчетности (AccountAbility) - основным фундаментальным условием успешного бизнеса в XXI веке разработчики международных стандартов отчетности считают диалог, или, другими словами, взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами (стейкхолдерами). Именно на этом принципе построена философия подотчетности, которая предлагает компаниям не только нести ответственность (responsibility) перед своими стейкхолдерами, но и в обязательном порядке публиковать свою социальную (не связанную напрямую с производственной деятельностью) нефинансовую отчетность. При этом такая отчетность отличается от традиционной наличием постоянно действующей обратной связи со всеми заинтересованными в деятельности компании сторонами. Компаниям рекомендуется регулярно выслушивать своих стейкхолдеров и быстро реагировать на их ожидания. Поняв потребности внешнего окружения, менеджмент сможет построить более перспективную стратегию развития организации. Таким образом, стейкхолдеры компании становятся участниками управления компанией.

Большинство международных инициатив рассматривает устойчивое развитие компаний как основную цель социальной ответственности компаний в его триедином измерении: экономическом, экологическом и социальном (Triple Bottom Line). Именно устойчивый рост производства, неразрывно связанный со снижением нагрузок на окружающую среду и соответствующим ростом социального благополучия занятых работников и социальной поддержки населения регионов своего присутствия становится главной идеологией современного «капитализма с человеческим лицом».

Комментариев нет: